организация бизнеса, развитие бизнеса, консультации бесплатно, бизнес-инкубатор, бесплатное создание сайтов, Красноярск, Красноярский край, регистрация в каталоге, примеры бизнес-планов, бизнес-идеи
Регистрация  |  Вход  |  Забыли пароль
  поиск
Библиотекам  | Поругать  | Поблагодарить Посоветовать
Единая система поддержки и развития малого и среднего бизнеса

Главная страница » Информация » Организация бизнеса: как начать » Полезные статьи для предпринимателей » Уволить или оставить?

Уволить или оставить?

Пожалуй, нет ни одного руководителя, который не бился бы сейчас над этим сакраментальным вопросом, от которого зависят судьбы людей. Как компаниям выдержать очередную волну испытаний? И не просто выдержать, но и сохранить бизнес, лояльность клиентов, работоспособность команды?

Очевидно, что большинство компаний, работающих в России, в текущих обстоятельствах вынуждены сокращать бюджеты, в том числе и расходы на ФОТ. Экономическая ситуация 2015 года обязывает собственников бизнеса и управленцев быть прагматичными, просчитывать риски, сокращать издержки. Оптимизация ФОТ – решение, лежащее на поверхности, дающее быстрое и измеримое сокращение бюджета расходов. Но за любыми сокращениями сотрудников неизбежно следуют потери в качестве или эффективности бизнес-процессов. Например, если в отделе клиентского сервиса вместо семи сотрудников осталось трое, то не удивительно, что процесс обработки заказов замедлится. Если вместо двенадцати разработчиков программного обеспечения над проектом работают шесть, то срок его исполнения неизбежно растянется.

В период кризиса 2008 года перед бизнесом стояли аналогичные вызовы. Тогда многие компании действовали решительно, категорично и, как многим казалось, эффективно. Увольнения персонала носили массовый характер, сотрудников сокращали целыми отделами, следуя «разнарядке» оптимизировать бюджет на 10%-20%, не особо при этом задумываясь о последствиях. При этом на улице оказывались ценные специалисты: инженеры, маркетологи, руководители проектов, даже менеджеры по продажам. А уже через 9-12 месяцев, когда начался процесс восстановления экономики, работодатели сокрушаясь, что некому работать с новыми клиентами, непонятно, кому поручить перспективный проект или внедрение сложного оборудования. Вновь начали набирать персонал, тратить ресурсы на подбор, адаптацию, обучение. Отчасти поэтому восстановление некоторых компаний после кризиса 2008 года было столь медленным.

Опираясь на практику работы нашего агентства, я могу сформулировать несколько практических рекомендаций для собственников и руководителей компаний.

СОХРАНИТЕ КОМАНДНЫЙ ДУХ

Поговорите со своими сотрудниками искренне и открыто объясните, что вы, с одной стороны, хотите сохранить команду, а с другой стороны, вам необходимо вписаться в рамки определенного фонда оплаты труда. Если ваш коллектив сплоченный, то сотрудники, скорее всего, согласятся пойти на снижение зарплат в период кризиса ради сохранения своих рабочих мест и из солидарности с коллегами. Лучше затянуть пояса, чем лишится напарника, с которым работал вместе долгие годы. Практика показывает, что большинство сотрудников с пониманием относятся к трудностями и временным ухудшениям рабочих условий, и не винят в этом своих работодателей, понимая, что причины не в руководителях и их решениях, а в макроэкономических факторах. Во многих компаниях, специалисты готовы взять на себя дополнительные обязанности, работать больше часов, пересмотреть профессиональные цели и задачи с учетом новых вводных данных. Многие готовы получать на 10-15% меньше, лишь бы сохранить занятость и относительную стабильность.

СОХРАНИТЕ «ЗОЛОТОЙ ФОНД»

То есть ключевых сотрудников, являющихся носителями технологий, профессиональных знаний, корпоративного опыта, традиций и культуры. Когда тяжелые времена закончатся, а они всегда заканчиваются, эти люди смогут обучить новичков и передать им наработанный компанией опыт и знания. «Золотой фонд» — это ваша опора, лояльные и преданные сотрудники, которые помогут восстановить компанию после сложного периода. Думайте не только о том, как компании выжить сейчас, но и том, как ей работать и развиваться дальше. Если вы не можете сохранить команду полностью, то постарайтесь сберечь своих лучших специалистов, носителей уникальных знаний. Ведь вы уже инвестировали в подбор, обучение развитие сотрудников изрядное количество времени, денег и энергии, не спешите выбрасывать их на улицу. Если для вашего бизнеса люди – это ценный актив, не дайте ему пропасть.

СОХРАНИТЕ ПОЛЕ ВЛИЯНИЯ

Прежде чем увольнять человека, разрывать связь между сотрудником и компанией, попробуйте использовать другие форматы взаимодействия: неполный рабочий день, сокращенную рабочую неделю, частичную занятость, проектную работу, фриланс, отпуск за свой счет. Это позволит, с одной стороны, сократить ФОТ, с другой стороны, удержать специалистов в поле влияния компании. Важно сохранить психологическую связь с людьми, поддерживать у них уверенность в том, что они, по-прежнему являются частью компании. Для человека в период кризиса очень важно ощущение того, что он не выброшен на улицу, как ненужный балласт, что о нем не забыли, что он не оставлен на волю судьбы. Также важны формальности: непрерывность трудового стажа, сохранение должности, статуса. Возможно, через несколько месяцев ситуация в экономике и в вашей компании изменится к лучшему, и вы сможете постепенно вернуть сотрудников в штат.

СОХРАНИТЕ ЛИЦО

Если увольнение неизбежно, постарайтесь сохранить лицо. Расставайтесь с сотрудниками в добрых отношениях, поблагодарите за работу и выплатите все, что положено в этом случае. Чтобы выразить свое сочувствие к увольняемому человеку не только словами, но и делами, можно «передать» сотрудника приглашенному кадровому агентству, которое займется его дальнейшим трудоустройством. Проявите себя как ответственный работодатель, это важно для вашей репутации в коллективе. Ведь с теми, кто остался в компании, вам еще работать. И каждый сотрудник, наблюдающий процедуру увольнения коллеги, невольно «примеряет» эту ситуацию на себя. Постарайтесь держаться в рамках правового поля, здравого смысла и норм морали и этики. Для успешной работы компании в будущем руководителю компании важно сохранить собственную репутацию и здоровый микроклимат в коллективе.

ИЩИТЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Как известно, кризис — это не только испытания, но и возможности. Ищите их! Среди наших постоянных клиентов достаточно много компаний, которые сейчас продолжают набор персонала. В основном, это отечественные производители продуктов питания, парфюмерии, косметики, предприятия сельскохозяйственного сектора. Для них нынешняя экономическая ситуация – это возможность расширить свое присутствие на рынке, занять новую нишу, предложить новые виды товаров или услуг. Безусловно, они используют этот шанс, и стараются набрать менеджеров по продажам, технологов, инженеров.

ПОКУПАЙТЕ УНИКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В настоящее время на кадровый рынок вышли специалисты, которые раньше не рассматривали предложений о работе, и были недоступны большинству работодателей. Сейчас они открыты для переговоров о сотрудничестве и готовы торговаться по цене. Это, как правило, высококлассные специалисты: маркетологи, технологи, разработчики, руководители проектов. Также встречаются ситуации, когда руководители задействуют одного специалиста сразу в нескольких проектах, (например, инженеров и архитекторов) или пытаются разделить затраты на высококлассных дорогостоящих специалистов с дружественными или дочерними компаниями. Эта практика применяется по отношению к юристам, финансовым аналитикам, пиар-менеджерам.

ВЕРЬТЕ В УСПЕХ

Настрой руководителя компании, его отношение к работе и людям – это жизненный и профессиональный ориентир для сотрудников. Команда воспринимает внешний информационный поток через призму видения своего лидера. И если вы хотите провести свою компанию через очередной кризис, как корабль через бурное море, ищите маяк надежды. Вселяйте в людей уверенность в успех. Не бойтесь изменений, они бывают неожиданными и болезненными, но именно они подталкивают нас к развитию. Возможно, уже давно пора поменять что-то в маркетинговой политике компании? Оптимизировать ассортимент товаров? Предложить новые услуги? Проявите гибкость, изобретательность, задействуйте творческий потенциал своей команды.

Источник: журнал "Свой бизнес"
15 Сен 2015
Уволить или оставить?