организация бизнеса, развитие бизнеса, консультации бесплатно, бизнес-инкубатор, бесплатное создание сайтов, Красноярск, Красноярский край, регистрация в каталоге, примеры бизнес-планов, бизнес-идеи
Регистрация  |  Вход  |  Забыли пароль
  поиск
Библиотекам  | Поругать  | Поблагодарить Посоветовать
Единая система поддержки и развития малого и среднего бизнеса

Главная страница » Информация » Организация бизнеса: как начать » Проверки предпринимателей » Правила поведения при проверке

1. Никогда не отказывайтесь от подписания документов. Подпишете вы или не подпишете документы – существенного значения для правовой оценки результатов проверки не имеет, но настроит проверяющих против вас. Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких-либо документов оценит это скорее негативно.

2. В случае если вы по каким-либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку "не согласен" ("не согласна"). Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать при помощи юриста, который в этих вопросах более компетентен. Проверяющему же объясните, что из-за волнения не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.

3. Знайте, что проверка не должна производиться при отсутствии проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий также не имеет права.

4. Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило "разрешено все, что не запрещено", то для проверяющего наоборот: "запрещено все, что не разрешено". Этот аргумент вы можете привести, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.

5. Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса: обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не утруждать себя, доказывая свою невиновность, наоборот, государственные орган должен доказать обоснованность применения к вам ответственности.

6. При осуществлении правосудия "не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона" (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации). Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушением закона, приводят к недействительности указанных документов. Протокол же об административном правонарушении зачастую либо не составляется вовсе, либо содержит неустранимые нарушения законодательства, приводящие к его недействительности. Например, известны случаи, когда органы милиции на различные проверки павильонов в качестве понятых приглашали одних и тех же лиц, причем в одном случае проверка проводилась в декабре, а в другом – в феврале. Это противоречит требованиям закона о незаинтересованности понятых. Протокол об административном правонарушении или иной документ проверяющих, составленный при участии таких понятых, большой юридической силы в суде иметь не будет.

7. Статья 28.2 КоАП устанавливает, что уполномоченное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении. Это значит, что если данного протокола нет, то нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.
 
8. Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола по просьбе и под расписку. В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки находится только продавец, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.

9. Согласно статье 4.5. КоАП "постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения". Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно. Правда, для некоторых видов деятельности этот срок увеличен до 1 года: за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Не торопитесь расставаться с деньгами, помните два важных принципа:
  • абсолютно все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона. То есть им запрещено все, что прямо не разрешено законом. Любые нарушения этого принципа и выход за пределы полномочий сводят "на нет" все результаты их деятельности;
  • совершение действий, входящих в компетенцию проверяющего, должно происходить в соответствии с законодательством. То есть даже разрешенные по закону действия проверяюший обязан исполнять в строгом соответствии с законом.
Из этих принципов следует важный вывод – любые действия или акты проверяющих, совершенные с отступлениями от законодательства, теряют юридическую силу, даже если с вашей стороны действительно были нарушения.

Источник: практическое руководство "Я предприниматель"
Правила поведения при проверке